ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду. 
 
При определении профиля профессионально-трудовой подготовки учитываются желание учащегося и его родителей, рекомендации ПМПК и учителей, работающих с учащимся.

Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:
 
Столярное дело 
 
 
Швейное дело 
Вязальное дело
                  
 
Сельскохозяйственный труд
 
                            
Цель работы при подготовке воспитанников коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными отклонениями)   к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний. На достижение этого направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знании по видам труда; формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют практические уроки по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. На уроках уделяется большое внимание осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения, когда обучающиеся выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий. Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе трудового обучения логически увязываются сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профессиональную беседу, связывают ее с изучаемым материалом. Знакомя, например, пятиклассников с темой «Ткани», рассказывается о расцветках тканей и проводится беседу «Где работают художники»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии художника, о его деятельности, у школьников появляется возможность немножко побыть в роли художников самим. В старших классах дополняются знания о профессиях, связанных с деятельностью художника: дети знакомятся с художником-модельером и художником-дизайнером. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Традиционные формы обучения дополняются проведением нестандартных уроков. Такие уроки учитель проводит в период введения в тему или ее обобщения. В процессе проведения таких занятий решается проблема дифференцированного подхода, расширяются рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, используют реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. В зависимости от целей конкретного урока и темы формы занятий могут быть различными. Реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами. Интегрирование математических знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, позволяет учащимся видеть и понимать их взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности, побуждает ребят к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие уроки носят практическую и профориентационную направленность. Их цель – обучение учащихся коррекционных школ умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин на практике. Именно на уроках технологии дети учатся выдерживать нагрузки, не отделимые от любого трудового процесса, школьники учатся доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное. Конечным итогом работы являются не только великолепные и достаточно сложные швейные изделия воспитанниц, выращенная рассада, цветущие клумбы около школы, но и (что намного важней и ценнее) профессиональный интерес, успешное обучение их в учреждениях начального профессионального образования. Где они осваивают специальности  и выходят в самостоятельную жизнь, имея и специальность, и место работы по специальности.  Интерес к уроку труда поддерживает включение нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки-экскурсии, КВНы, викторины, комбинированные уроки, внеклассная деятельность). Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют практические уроки по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми.