ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Главная » Файлы » Мои файлы

Публичный доклад директора "Организационные и содержательные аспекты в коррекционно – развивающего сопровождения"
02.09.2013, 08:45

 

Уважаемый Президиум!

Уважаемые участники конференции!

Одной из оптимальных примет 21 века стала активная модернизация национальных систем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Еще большее ускорение (этому процессу) придало принятие «Конвенции ООН о правах инвалидов» в сентябре 2008 г.

На наших глазах формулируется новая образовательная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Республике функционируют 37 образовательных учреждений для детей, имеющих различные отклонения в интеллектуальном и психофизическом развитии.

Сегодня, одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем коррекционной педагогики,  является инклюзивное образование. Это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками. Простое перемещение ученика из специального  учреждения, имеющего все необходимое, в неприспособленную для него школу не имеет ничего общего с интеграцией. Это формальная инклюзия, которая является скрытой формой дискриминации прав Ребенка.

Как известно, программа «Наша новая школа» содержит прекрасное пожелание, чтобы в каждом школьном здании безбарьерная среда создавалась в полном объеме.

А это предполагает не только установку пандусов, но и специально оборудованные места в столовой, туалетах, лифты, подъемники. Хотя расчитанно только на инвалидов-колясочников. А что делать детям, имеющим дефицит зрения, слуха?

Это одна сторона вопроса.

Другая: инклюзивному учебному заведению нужен компетентный педагог. Представьте себе: в классе может оказаться от одного до трех учеников с ограниченными возможностями здоровья, один из которых слабослышащий, другой – незрячий, третий с нарушением опорно-двигательного аппарата. Соответственно это разные образовательные потребности, методика и форма обучения. Это целый ряд узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, сурдологов, тифлопедагогов, учителей адаптивной физкультуры. Это специально оснащенные кабинеты.

И третья,  немаловажная сторона. Толерантное отношение социума к «не таким, как все» находится ещё  на стадии формирования и психологическая негативность части общества, в частности подростковой среды, не может исчезнуть сама по себе или чьему-то указу.

И в четвертых, ошибочно полагать, что инклюзия позволит оптимизировать бюджетные средства и решить все проблемы специального образования. Понятно, что в расчете на одного ученика с дефектами в развитии, нормативы при инклюзивном образовании окажутся гораздо выше, чем в коррекционных учебных заведениях.

По моему глубокому убеждению, данный вид образования оправдан в городах и мегаполисах, где целесообразно выстраивать инклюзивное образовательное пространство с учетом создания оптимальных условий для каждого особенного ребенка.

Таким образом, дальнейшее развитие инклюзивного образования безусловно связано с совершенствованием законодательного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса.

Наше специальное коррекционное учреждение существует с 1966 года.

Мы имеем статус государственного образовательного учреждения, и наша деятельность распространяется на 7 районов юго-западной зоны нашей Республики.

Проблема, над которой работает педагогический коллектив, заключается в следующем: «Обеспечение коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни воспитанников, социализацию и успешную интеграцию в современное общество».

Согласно Федеральным государственным требованиям и Типовому положению для обучающихся и воспитанников специальных коррекционных учреждений, содержание коррекционной работы направлено на создание коррекционно-развивающих,  психолого-педагогических условий воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В общей системе коррекционно-развивающего обучения в нашем интернате строго определяются и логически взаимодействуют службы сопровождения:

– диагностико-консультативная;

– коррекционно-развивающая;

– психолого-педагогическая;

– лечебно-профилактическая;

– социально-трудовая.

С первых дней пребывания в интернате, воспитанник включается в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения. С 2000 года работает ПМП консилиум, в задачу которого входит комплексное обследование Ребенка, изучение анамнеза, выявление первичных и сопутствующих отклонений, состояние соматического и нервно-психического здоровья,  определение образовательного маршрута,  адресных коррекционно-развивающих технологий в зависимости от структуры и выраженности нарушений.

Работая не один десяток лет в специальном образовании, реально понимаю, насколько важна ранняя коррекционная помощь. Чем раньше ребенок получит такую помощь, тем больше у него шансов снизить уровень дефицита познавательных и социальных способностей.

На практике, мы довольно часто сталкиваемся с тем, что дети, нуждающиеся в специальном обучении, остаются в общеобразовательных школах. Понимаю: страх перед оптимизацией, условия подушевого финансирования, отказ родителей от обучения в коррекционной школе диктуют свои способы выживания. Но поверьте, уважаемые коллеги, это потеря драгоценного времени, необходимого для развития такого ребенка, его социализации и профессиональной подготовки.

Эти дети все равно приходят к нам, но уже в подростковом возрасте, имея богатейший асоциальный опыт, сложившийся формы поведения, полное отсутствие учебной мотивации и учебных навыков.

Пользуясь правом на выступление, обращаюсь к Вам, педагоги: необходимо расширить информационное поле и консультативную помощь родителям и тогда мы с вами сведем ситуацию «включенного образования» к минимуму.

Комплектование интерната, учебный план согласовывается с учредителем на начало учебного года. Так,  в этом учебном году планируется содержание 110 воспитанников, имеющих обширный диапазон отклонений в интеллектуальном и психо-физическом развитии. Это, как правило, дети из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей.

В учреждении созданы оптимальные условия для обучения и воспитания детей. Это оборудованные, технически оснащенные кабинеты технологии, логопедии, информатики, начальных классов и социально-бытовой ориентировки, уютные, эстетически оформленные спальные комнаты, рекреации, игровые площадки.

Приоритетным направлением работы является трудовое обучение. У нас оно представлено 7 профилями: столярное и швейное дело, вязальное и штукатурно-малярное, сельскохозяйственный труд и цветоводство. В этом учебном году намечено освоение новой формы технологии: ремонт и изготовление мебели.

Целью воспитательной системы является создание условий для обеспечения успешной социализации воспитанников.

Вся система строится по направлениям, недельной циклограмме и кружковой работе. Охват детей составляет 100%.

Хочется отметить высокий уровень исполнения детских работ, которые занимают призовые места на творческих выставках различного уровня.

Спортивная работа представлена участием воспитанников на районных, зональных и республиканских соревнованиях.

Для обеспечения здоровьесберегающей среды в учреждении организована деятельность  медицинской службы. Оборудован медицинский блок, изолятор, процедурный кабинет. Согласно лицензии,  учреждение имеет право на осуществление доврачебной медицинской помощи по диетологии, сестринскому делу в педиатрии; осуществление амбулаторно-поликлинической помощи, лечебной физкультуре, спортивной медицине, педиатрии.

Использование здоровьесберегающих технологий в школе закладывается в структуру и формы организации учебно-воспитательного процесса. Этому вопросу уделяется повышенное внимание на всех стадиях работы школы. Расписание занятий составляется в строгом соответствии с требованиями СанПиНа и согласовывается с Роспотребнадзором до начало учебного года. На уроках и внеклассных занятиях обязательными являются элементы, способствующие снижению утомляемости школьников (физминутки, динамические паузы, тренировочные упражнения для глаз, рук, смена видов деятельности), введен 3 час физкультуры.

Ежегодно проводится диспансеризация учащихся в рамках национального проекта «Здоровье». По результатам медицинского осмотра вырабатывается алгоритм сопровождения каждого ребенка, назначается индивидуальная медикаментозная терапия, оздоровительное лечение. Все воспитанники школы круглогодично получают общеукрепляющее лечение курсами поливитаминов, проводится витаминизация третьих блюд.

В комплекс оздоровительных мероприятий входит организация рационального сбалансированного питания учащихся.

Разработано примерное цикличное двухнедельное меню с учетом необходимого количества оснащенных пищевых веществ и требуемой калорийности. Рацион питания сбалансирован, выполняются нормы питания по биологически ценным продуктам, основным пищевым веществам и энергетическим потребностям. За время работы школы-интерната не зарегистрированы случаи кишечных инфекций.

Пищеблок оснащен необходимым кухонным оборудованием. Получен сертификат соответствия.

Цель психологического сопровождения заключается в коррекции эмоциональной, познавательной и поведенческой сфер ребенка, снятию эмоционального напряжения и тревожного состояния.

В нашем арсенале имеется соответствующий психологический инструментарий, дидактические пособия, игровой материал, оборудована сенсорная комната.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) в данной комнате,  оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющие, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

В функционал социальной службы входит комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности, как в интернате,  так и по месту жительства обучающихся, юридический всеобуч и профориентация.

Одна из остро стоящих задач перед нами - это трудоустройство наших выпускников. По данным счетной палаты, в России трудоустраиваются только 8% от общего числа инвалидов.

В целях подготовки к самостоятельной жизни через социальную и трудовую адаптацию на базе нашего интерната открыты классы с углубленной трудовой подготовкой для обучающихся 10-11 классов.

На основании трехстороннего договора с ПУ №149 мы ведем профессиональную подготовку воспитанников по специальностям – парикмахер и пчеловод с выдачей свидетельства государственного образца.

Надеемся, что такие меры, как квотирование рабочих мест, государственный заказ, налоговые льготы будут решаться в стране на государственном уровне.

Как видите, уважаемые коллеги, поле нашей деятельности многопрофильно и многогранно. На сегодня учреждение располагает необходимыми материальными и кадровыми ресурсами. Это молодой сплоченный коллектив, в котором трудятся 32 педагогических работника. 20 специалистов из них имеют высшее дефектологическое образование.

За последние годы, благодаря финансовой поддержке Министерства образования нашей республики, было много сделано в плане укрепления материально - технической базы: капитальной ремонт крыш учебного и спального корпусов, замена дверных и оконных блоков, ремонт входных групп, приобретение мультимедийного, интерактивного оборудования и оргтехники.

Замечания по предписаниям контролирующих органов нами выполняются. Так, в  рамках подготовки к новому учебному году и выполнения требований Пожарного надзора, была проведена поэтажная замена напольного покрытия.

Пользуясь возможностью, от имени всего коллектива выражаю слова благодарности и признательности нашему Министерству.

Заканчивая свое выступление, хочу от всей души поздравить всех участников конференции с новым учебным годом.

Хочется надеяться, что год будет насыщен не только праздничными мероприятиями и словесными восхвалениями учительского труда, но и реальными делами, которые повысят социальный статус преподавателей, позволят сохранить лучшие кадры, создают стимулы к творческому поиску и повышению квалификации, привлекут в наши учреждения талантливых и энергичных молодых специалистов.

Хочется пожелать, чтобы нам удалось дожить до времени, когда добро и человечность по отношению к инвалидам станут нормой жизни.

 

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды-Ангелы земли,

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли,

Сколько раз, они лицом в подушку,

Чтоб не плакать на глазах у всех,

Говорили ночи, как подружке:

Разве то, что есть мы –это грех?

Но не все на свете равнодушны,

Больше тех, кто хочет им помочь,

Открывая душу нам радушно,

Горе помогают превозмочь.

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской,

Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой.

Чтоб ни войн и ни землетрясений,

Ни цунами страшных, НИКОГДА!

Сбереги, Господь, от потрясений

Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Галина
Просмотров: 656 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0